Сбор за размещение рекламы в Республике Беларусь

Передел мира и кризисы побуждают страны больше вкладываться в собственные ресурсы. Это касается и средств массовой информации. Весной 2022 года белорусский бизнес официально проинформировали о введении нового отчисления за рекламу, который обязаны платить все рекламодатели за небольшим исключением. Разъяснений много, но суть короткая: сбор за рекламу в Беларуси относится ко всем рекламодателям, кроме государственных. В том числе – иностранным. Не остались в стороне и другие участники процесса. С мая увеличили ставку НДС от расходов на продвижение, это касается Интернета и сотовой подвижной связи. Правда, рост небольшой, всего 1%.

сбор за рекламу РБ

Указ Президента Беларуси № 131, кому придется платить больше

С начала мая вступил в силу закон, направленный на поддержку белорусских государственных СМИ – Указ Президента РБ от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации». Он обязывает всех предпринимателей, кто использует рекламу в Сети (и не просто в национальном сегменте, но и где угодно в Интернете , если адресована она именно жителям РБ) и "оффлайн", вести ежегодные отчисления в бюджет.
Под рекламой понимают информацию, направленную на продвижение  на рынке, поддержание интереса к продуктам заказчика, его услугам, инвестициям или сотрудничеству.

Платить будет заказчик – то есть тот, кому принадлежит объект рекламирования. Агентство, в которое обратились, чтобы заказать продвижение товара (работ, услуг), например, парикмахерской – нет, поскольку оно является не рекламодателем, а рекламораспространителем. Другое дело, если само это агентство размещает призыв сотрудничать с ними на столбах, сайтах и листовках, обещания раскрутить бренд или расширить его аудиторию.

На кого распространяется

Кто будет платить сбор за рекламу, новый закон диктует однозначно – все. То есть юрлица и частные предприниматели, использующие рекламу на разных площадках как инструмент ведения бизнеса:

  • для непосредственно продукта, сотрудничества;
  • которые назначили объект или содержание конкретной рекламы;
  • заказывающие продвижение по Беларуси у рекламораспространителей.

Под распространителями подразумевают граждан или организации, вывешивающие и продвигающие рекламу любыми средствами.

Кто не обязан уплачивать сбор

Исключений немного. Сбор не касается тех, которым реклама по сути не нужна или бесполезна:

  • фирм, где работают люди с ограниченными способностями (инвалидов, оформленных в штат – минимум 30% – по правилам, утвержденным в п. 1 ст. 118 НК РБ);
  • заведений пенитенциарной системы – сюда входят исправительные колонии, республиканские унитарные производственные учреждения ДИН МВД Беларуси.

Иностранные предприниматели тоже плательщики, отчисления производят в рамках договора. Конкретные цифры стоят не во всех контрактах, особенно заключенных до весны 2022 года. Или по тексту невозможно понять, нужно ли оплачивать работы и в каком объеме. В этом случае опираются на текст дополнительного соглашения или приложения, например, акта о выполнении работ, по которому понятно, что оно относится именно к рассматриваемому подписанному договору. Если и дополнительные документы ничего насчет рекламы не проясняют, то сам заказ такой рекламы незаконен и не подлежит выполнению. Поэтому все договоры на продвижение продукта, заключаемые с 1 мая 2022 года, должны содержать обязательный пункт с упоминанием стоимости работ или приложение к основному тексту.

Ставки и сроки

Заплатить придется в белорусских рублях десяти или двадцатипроцентную долю от стоимости рекламы без НДС. Стандартные 10% действуют, если объявления ставят:

  • снаружи домов и построек;
  • в подземных и пешеходных тоннелях;
  • в транспорте.

Во всех остальных случаях  ставка сбора составит 20%.
Сбор касается всей оплаченной и вышедшей рекламы после  с момента вступления Указа в силу. Ключевое слово здесь – вышедшей. То есть если реклама вышла до мая, а оплачена была после, сбор не уплачивают.

Налоги и связь

Телекоммуникационные компании, на гигабайтах и волнах которых реклама идет к аудитории, тоже не остались в стороне. С 1 мая у них вырос процент НДС:

  1. 26% за передачу данных;
  2. 25% – все остальные услуги электросвязи.

Их уплачивают по отдельным кодам классификации доходов бюджета.

рекламный сбор 2022

Документация и сроки

Плательщики сбора:

  • представляют расчет за услуги по рекламе – в территориальное подразделение налоговой службы до 20 числа месяца, следующего за за отчетным кварталом.
  • производят уплату суммы – до 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Это можно сделать через личный кабинет на сайте налоговой службы, в платежном терминале или любом отделении банка.

То есть, на то, чтобы уплатить положенный процент от рассчитанной стоимости продвижения бизнеса, у предпринимателя остается два дня после предоставления утвержденной «сметы» в налоговый орган.

 

Субсидии положены государственным органам и только как возмещение потраченного на продвижение белорусского национального контента (теле- и радиопередачи, фильмы, реклама между передачами, все, что распространяют средства массовой информации), то есть:

  • госкомпаниям;
  • учреждениям, где государство принадлежит минимум половина акций или процентов уставного фонда;
  • компаниям, учрежденным государственными органами совместно с иностранными представителями в рамках международных договоров.

Этот список исчерпывающий. Другим предприятиям скидок и компенсаций не положено.

Что не признано объектом обложения

Сбор за размещение рекламы в РБ в 2022 году распространяется на всю рекламу, кроме:

  • государственных мероприятий;
  • социальной;
  • распространяемой госорганами;
  • выставляемой на официальные страницы госорганов;
  • в поддержку спорта и спортивных организаций;
  • вывешиваемой внутри любых зданий и на стендах объявлений;
  • выданной агентствами для распространения в РБ (на само рекламное агентство и объекты его бизнеса это послабление не распространяется – в этом случае оно рассматривается законом как рекламодатель, а значит обязано уплачивать сбор).

Досками объявлений признают только специально отведенные стенды, биллборды. Виртуальные доски, то есть веб-страницы с рекламными объявлениями, таковыми не считаются.

 

Возможно вас заинтересует:

Назад в раздел