Свяжись
с нами

Реорганизация юридического лица: сроки проведения процедуры и формы реорганизации

Бизнес приносит владельцу финансовую независимость, удовлетворение амбиций. Успешный бизнес невозможен без грамотного управления и оперативных решений. Геополитические и экономические кризисы неизбежно влияют на экономику, предприятия закрываются или продолжают деятельность уже в другом виде, если проведена реорганизация юридического лица.

Что такое реорганизация и зачем она нужна

Реорганизация в РБ, как и в других странах, подразумевает трансформацию внутренней составляющей компании в другие образования. Новая фирма также получает все права прежней. Это касается не только частного бизнеса – реорганизация органа государственной власти случается реже, но идет по схожему принципу.

Начинается эта процедура с принятия решения советом акционеров и заканчивая внесением изменений в реестр. Но между этими вехами пройдет еще не один этап.

реорганизация компании

Цели

Реорганизация юрлица несет бизнесу плюсы в виде:

  • Снижения рисков путем разделения деятельности по профилям, упорядочивания активов
  • Устранения конфликтов через изменение состава участников организации
  • Привлечения инвесторов, кредитных предложений от зарубежных банков
  • Упорядочивания структуры

Иногда бывает, когда даже грамотно проведенная трансформация компании не ведет к оздоровлению бизнеса и его приходится ликвидировать.

Формы

Процедура пройдет в виде:

  • Слияния. Два лица соединяют в одно, о чем составляют передаточный акт
  • Присоединения. Реорганизуемую фирму присоединяют к другой по передаточному акту. Последняя при этом заявляет об изменении устава или внесении дополнений в учредительную документацию. После внесения реестровых изменений, подтверждающих прекращение работы, она считается реорганизованной
  • Разделения. Фирму разделяют на две или более, после этого деятельность ее считается прекращенной, а права переходят к вновь возникшим лицам
  • Преобразования. Меняют организационно-правовую форму. Например, ОДО превращается в ООО. Последнее получает все права и обязанности реорганизованного ОДО
  • Выделения. Из реорганизуемого лица выделяют новое или новые

Не всегда реорганизация – это экстренный ход ради спасения бизнеса. Она также шаг к развитию, освоению новых полей деятельности, достижению больших целей.

Сроки и порядок

Процесс реорганизации занимает продолжительное время и включает последовательно ряд этапов:

  • Принятие решения советом акционеров и выбор формы
  • Подготовку проектов новых документов
  • Проверку документации на предмет возможных ограничений. Такое возможно, например, в случае, если компания брала кредит. Придется сначала получить согласие банка-кредитора, то есть убедить его, что вложенных денег он не потеряет. Это не единственный "стопор". Например, если собирается реорганизоваться компания, включенная в координационный план контрольной деятельности, могут потребовать дождаться окончания плановой проверки. В некоторых случаях перед процедурой необходимо получить разрешение от антимонопольного органа
  • Рассылку уведомлений персоналу, госорганам и кредиторам. С этим тоже стоит проявить максимальную внимательность. Особенно в том, что касается сроков. Налоговикам сообщают за 10 дней до процедуры и максимум через 5 после формирования нового баланса или подписания передаточного акта (ст. 22 РБ). Также ставят в известность соц защиту и Белгосстрах. Последнему направляет письмо уже новая компания, принявшая права и обязанности реорганизованной. На это у лица есть 10 дней после процедуры. В отношении кредиторов строгих сроков нет. Но юристы советуют соблюдать норму в 30 дней для уведомления их о принятии акционерами решения о реорганизации. Если пренебречь правами кредиторов, они смогут серьезно осложнить жизнь предпринимателю. В случае с надзорными органами за неуведомление можно получить максимальный штраф в 20 БВ, кредиторы же через суд добьются признания реорганизации несостоявшейся
  • Публикацию
  • Инвентаризацию. Ее проходят перед тем, как подписать разделительный баланс или передаточный акт. Если идет присоединение одного лица к другому, инвентаризацию проводят у того, которое присоединяют
  • Внесение изменений в уставной фонд. После образования нового лица у него есть год на формирование фонда. На внесение дополнений в устав – 2 месяца
  • Передачу прав и обязанностей вновь возникшему лицу
  • Внесение записи в реестр (ЕГР)

Вне зависимости от формы реорганизации в Беларуси стоит прежде всего соблюдать регламент и сроки – это заметно снизит риск возможных конфликтов с судами и возможной административной, а в иных случаях и уголовной ответственности.

реорганизация компании

Разделительный баланс и зачем он нужен

Сливающиеся в одно или присоединяющиеся к другим лица заключают соответствующие договоры, а при выделении или разделении подписывают документы об учреждении новой компании.

Обязательный этап после инвентаризации – создание разделительного баланса, также составляют передаточный акт.

Основное назначение нового баланса – чтобы из него было понятно без двусмысленностей:

  • Какое лицо будет работать взамен прежнего, его полное название
  • Кто получает права и обязательства реорганизованной фирмы
  • Полный список обязательств. Он должен включать даже те, которые новая компания сочла необязательными

Если из документа не становится ясно, кто вместо кого и за что несет ответственность – последняя у всех возникших после процедуры лиц будет солидарной по всем обязательствам (ст. 56 ГК РБ). То есть, платить будут все.

Последствия процедуры

Последствия могут быть в прямом смысле, какими угодно. То есть это будет либо новый бизнес нового лица, тогда как прежнее считается после внесения записи в ЕГР прекратившим работу, либо – некоторая отсрочка перед концом. Случаи, когда реорганизация предприятия вела к банкротству, не редки. Могут упасть коэффициенты ликвидности, размеры чистых активов. Поэтому еще на стадии принятия решения стоит составить предварительный разделительный баланс, изучить документы и прикинуть риски.

Минусы

Возможные проблемы участники реорганизации могут получить со стороны:

  • Надзорных органов при ненадлежащем уведомлении
  • Кредиторов. Встревоженные изменениями, они вправе выдвинуть требование о досрочном возврате долгов (ст. 56 ГК РБ) и компенсации всех убытков. Они же могут признать процедуру несостоявшейся по суду. Чтобы этого не случилось, всех задействованных лиц уведомляют заказным письмом. Оповещение по телефону или электронной почте не считается состоявшимся
  • Персонала. Не все работники прежней фирмы захотят продолжать трудовые отношения (ст. 53 ТК РБ). Часто согласные сотрудничать остаются в меньшинстве

Также новой компании придется получать новую лицензию, новые разрешения.

Расходы

Вне зависимости от того, как проходит реорганизация юридического лица, процедура эта не бесплатная. Оплачивать придется:

  1. Госпошлину
  2. Регистрацию перехода права на недвижимую собственность
  3. Внесение изменений в правоустанавливающие бумаги, лицензию
  4. Переоформление счета в банке

Список коснулся только основных отчислений, которые неизбежны при процедуре. Кроме них, есть еще ряд сопутствующих затрат, оплата услуг юристов. С одной стороны, последнее увеличивает количество потраченных денег. Но помощь консультантов помогает избежать гораздо больших трат, в том числе – полного разрушения бизнеса.

Возможно вас заинтересует:

Назад в раздел