Свяжись
с нами

Публична оферта: что это?

Поначалу раздражающая реклама постепенно стала неотъемлемой и полезной частью жизни. Часто в конце текста листовок стоит интересная фраза, что все сказанное не является публичной офертой. Что означает эта фраза, мало кто ответит исчерпывающе, понятно одно – рекламное обещание ничего не стоит, можно не обращать на него внимание. Тем не менее, количество случаев, когда потенциальный клиент все-таки заставлял магазин выполнять заявленное и продавать товар или услугу по названной цене, постоянно растет. И это не простое везение, а результат юридической грамотности. Мало уметь объяснить, что такое публичная оферта простыми словами, стоит исчерпывающе изучить, в каком случае оферта признается публичной и почему.

что такое публичная оферта

Оферта - что это?

Говоря простым языком, офертой называют адресованное ограниченной или неограниченной аудитории предложение сделки на конкретных условиях. Она может исходить от продавца (инициативная) или от самого клиента (пассивная). От договора она отличается тем, что не содержит никаких правил и обязательств для сторон, адресат ее может принять (и только после этого на него ляжет конкретная ответственность) или не принимать.

По кругу лиц оферта бывает:

  • простой – предложение адресовано определенному лицу;
  • публичной. Предложение продавца, его условия и изменения в них касаются всех, кто прочитает объявление.

Например, если в объявлении риелторского агентства указана квартира внаем с оплатой 800 белорусских рублей, то это публичная оферта. Если кто-то откликнулся на объявление о поиске квартиры без упоминания деталей и получает в личном кабинете ответ, что за съем придется платить 800 белорусских рублей в месяц – частная.

 

Признаки и содержание

Вне зависимости от разновидности, структура предложения остается неизменной и включает:

  1. обращение к адресату с именованием "продвигаемого" предмета и существенными условиями – цены, описанием порядка передачи и гарантий;
  2. рекламное или информационное представление вещи или услуги.

От простой рекламы, слогана или призыва она отличается рядом критериев:

  • четким, понятным выражением воли одной из сторон;
  • определенностью данных. Текст не должен содержать даже намека на двусмысленное толкование;
  • максимально полным раскрытием;
  • адресатом – к кому относится предложение.
  • однозначным стремлением оферента к сотрудничеству.

Обязательный критерий подтверждения оферты – акцепт, то есть подтвержденное согласие адресата. Если потенциальный клиент заинтересовался и оплатил аванс или полную стоимость предложенного, сделка считается состоявшейся. До момента акцепта она остается предложением, ни к чему не обязывающим того, кто его прочитает.

что такое публичная оферта

Интернет-магазины

Для интернет-магазина необходима именно публичная оферта.

  1. Спорные ситуации возникают во всех видах торговли, в том числе в дистанционной. Если возникнет необходимость отстаивать свои интересы, тем более в суде, то публичная оферта станет единственным официальным документом, на который можно опереться.
  2. Маркетплейсы и частные магазины в Интернете имеют право устанавливать локальные правила. Но это не освобождает их от необходимости подчиняться общему законодательству. Его соблюдение строго контролируется надзорными органами. Четкое, доступное, прозрачное изложение условий, правил и ответственности, которые содержит публичная оферта в Беларуси, позволит предпринимателю избежать конфликтных ситуаций с проверяющими органами. Обычно ее размещают в разделе правовой информации на странице магазина.

 

Не на последнем месте стоит репутация продавца и привлечение клиентов. Публичная оферта – это своего рода реклама честности, логичности и последовательности продавца. Закрепленные правила облегчают сотрудничество обеим сторонам. Причем стоит дать возможность ознакомиться с ними до того, как принимать окончательное решение брать что-то из ассортимента или соглашаться на рекламируемую услугу, изучить документацию. С одной стороны, ни один закон не обязывает предпринимателя выделять отдельный раздел с такой информацией у себя на сайте. С другой – большинство граждан имеют хотя бы базовые правовые знания и охотнее идут к тем, кто предлагает договор публичной оферты на оказание услуг, чем туда, где ничего не понятно и может измениться в любую минуту.

На продавца ложится обязательство заключить договор с любым покупателем, который выразит желание взять указанный в карточке товар, по указанной цене. Сюда входит и обязанность доставки по названному покупателем адресу. Получить привезенный товар вправе сам покупатель или другой человек, который предъявит документ о внесенном авансе или оплаченной доставке. Продавец вправе затребовать такую бумагу у того, кто придет в пункт выдачи.

Прозрачность и отсутствие недоразумений в возмездных гражданских отношениях – вот основной ответ на вопрос, для чего нужна публичная оферта.

Подводные камни

Рутину мало кто любит, но есть ряд случаев, когда условия публичной оферты не могут покрыть все моменты, и обойтись без подписания бумажных договоров не удастся. Это касается:

  • получения клиентом нетиповой услуги;
  • корпоративных договоров между участниками предприятия.

Отдельного внимания заслуживает всем знакомая фраза из биллбордов и роликов "не является публичной офертой". Ее понимают так, что попросить о реализации можно, но никто не гарантирует, что поименованные вещи или услуги дадут на тех условиях, которые звучат в объявлении. Эта фраза ничего не значит, если в тексте объявления стоят точные описания и цена. Есть много судебных постановлений о признании рекламы публичной офертой, несмотря на отрицания менеджеров. Магазинам приходилось выполнять обещание и отпускать товар на заявленных условиях. Если предприниматель хочет избежать таких ситуаций, ему стоит избегать конкретики и цифр.

Цена – существенный, но не единственный критерий, когда оферта считается публичной. Например, даже если магазин техники запустил акцию сдать старый телевизор и получить новый без доплат. В акционном буклете нет названия, номера и описаний модели телевизора, ценника, значит обещания не было и заставить руководство супермаркета его выполнять нельзя.

Возможно вас заинтересует:

Назад в раздел