Свяжись
с нами

Порядок проведения инвентаризации в 2023 году

Бухгалтерская практика многих организаций сталкивается с затруднениями в части требований законодательства, связанных с порядком проведения и организацией инвентаризации. О том, каков порядок проведения инвентаризации в РБ, расскажем в статье.

Для чего нужно проводить инвентаризацию

Инвентаризацию необходимо проводить для документального подтверждения факта наличия, состояния и учетной оценки активов компании. Ее проведение закреплено юридически в учетной политике организации. Проведение учета основано на приказе руководителя организации, согласно которому определяются причина, сроки, место и объекты проводимого инвентарного учета.

Приказом руководителя также создается инвентаризационная комиссия и определяется срок сдачи материалов в бухгалтерию. Периодичность проведения зависит от обстоятельств. Инвентаризация в 2023 году проводится:

  • Перед планируемой ликвидацией или реорганизацией компании
  • Перед проведением ежегодной бухгалтерской отчетности до 31 октября текущего года
  • При обнаружении фактов намеренной или ненамеренной порчи, хищения материального имущества
  • При возникновении чрезвычайных обстоятельств или ситуаций

Руководитель организации вправе проводить учет в соответствии с утвержденным графиком и с требованиями законодательства РБ. В отношении договоров будущих периодов, инвентаризация проводится не менее одного раза ежегодно.

инвентаризация

Какие активы организации подлежат инвентаризации

Порядок проведения и оформление инвентаризации в 2023 году включает проведение инвентаризационного учета следующих активов:

  • Основных средств
  • Доходных вложений в материальные или долгосрочные активы, предназначенные под реализацию
  • Нематериальных активов
  • Запасов
  • Расходов будущих периодов
  • Дебиторской задолженности
  • Задолженности по вкладам учредителей по вкладам в уставной фонд
  • Финансовых вложений предприятия
  • Денежных средств или их эквивалента

Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения и учета инвентаризации начинается с созданием руководителем надлежащих условий для ее проведения. Руководство компании обязано предоставить место, рабочую силу, оборудование. Состав комиссии утверждается приказом руководителя. Она может быть как постоянной, так и созданной специально к случаю. В состав включают заместителей, специалистов и руководителей подразделений, специалистов бухгалтерских сотрудников. Также в ее состав могут быть включены представители аудиторской компании и члены ревизионных комиссий. В нее не может быть включено лицо, являющееся материально ответственным за ценности, подлежащие учету, но присутствовать этот сотрудник при проведении обязан. При отказе такого лица проводить инвентарный учет, комиссия вправе зафиксировать это факт.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует при проведении инвентарного учета, результаты его могут быть признаны недействительными. Если член инвентаризационной комиссии не в состоянии присутствовать по веским причинам, на его место разрешено пригласить лицо, исполняющее его обязанности (заместителя).

До начала инвентаризации активов комиссия обязана получить первичные учетные документы, не принятые к бухучету на календарное число начала процесса. Эти документы визируются начальником комиссии для определения остатков активов. Материально ответственные сотрудники дают официальную расписку о том, что к началу процесса проверки все первичные документы сданы в бухгалтерию или переданы членам комиссии. Если на момент начала проверки основные средства находятся вне места нахождения организации, они будут про инвентаризированы до момента их отбытия или после проведения учета.

Фактическое наличие активов проводится путем их пересчитывания, осмотра, взвешивания, обмеривания и других методов. Учет долгосрочных запасов и активов может быть осуществлен с использованием разрешенных автоматизированных приборов. Учет определяется на основании ярлыков на упаковке и первичных учетных документов. Если инвентаризация проходит не в один день, помещение после окончания учета опечатывается.

инвентаризация

Оформление результатов

Инструкция по инвентаризации предполагает внесение данных о фактическом наличии активов в акты или описи, формы которых утверждаются руководителем организации. Описи содержать:

  • Основание проведения учета
  • Дату и время начала/конца инвентаризации
  • Данные ответственных лиц
  • Инвентарный номер
  • Единицу измерения активов
  • Фактическое наличие актива в натуральном или стоимостном виде

По окончании инвентарного учета в описи заносится информация о количестве, стоимости ценностей по данным бухгалтерского учета. Описи должны быть заполнены без помарок, от руки или с применением технических средств. Пустые строки должны быть прочеркнуты. Активы в материально-вещественной форме указываются в номенклатуре и единице измерения, соответствующим первичной бухгалтерской документации.

На последней странице делается запись о проверке цен и подсчете итогов с указанием данных и подписи лиц, проводивших проверку. Документы должны быть подписаны всеми членами комиссии. К описи прилагают акты обмеров, ведомости отвесов, материальные расчеты.

По активам, в ходе проверки которых были выявлены излишки, составляют сличительную ведомость с указанием выявленной разницы. Взаимозачёт излишек и недостач может быть произведен руководителем организации.

Возможно вас заинтересует:

Назад в раздел