Минимальная заработная плата в РБ в 2024 году
С начала 2024 года минимальная месячная оплата труда в РБ составляет 626 белорусских рублей – против прежних 554, установленных на начало 2023 года. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко в очередной раз подчеркнул, что тенденция роста будет сохраняться как подтверждение приоритетности благосостояния граждан ре по-прежнему будет повышение уровня благосостояния граждан. По словам премьера фонд оплаты труда в ближайший год составит почти 27 миллиардов рублей, что на 12,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Увеличатся также расходы консолидированного бюджета на образование и здравоохранение.
Какие виды МЗП действуют в 2024 г
Обозначенные в законе 626 белорусских рублей есть минимальный порог, ниже которого доход начислять нельзя, за исключением работающих по договору подряда.
Номинальная зарплата в РБ устанавливается Советом министров ежегодно и индексируется с учётом инфляции (Закон №124-З от 17 июля 2002г). Начислять её работникам могут по двум ставкам:
- Месячной (оклады, в том числе должностные).
- Часовой.
Оба этих вида применяются только в трудовые отношения, как и нормы социальной защиты работников. Для отношений гражданско- правового характера норматива оплаты работ не установлено, иначе как по договору.
Как и в предыдущие годы, коллективный договор или соглашение на предприятии может закрепить в 2024 году иной минимум месячной зарплаты, но в любом случае, не ниже заданного законом номинала (ч. 5 ст.4 Закона №124-З). На него же, то есть, упомянутые 626 белорусских рублей, опираются при начислении доплат, компенсаций и пособий.
Доплаты до МЗП
Как и прежде, в 2024 году работникам бюджетной системы доплачивают, чтобы их заработная плата не опустилась ниже законного минимума, как это показано в таблице:
Вид доплаты |
Кто получает |
Правила расчёта |
До размера минимальной заработной платы |
Все работники компаний, у которых размер месячного оклада оказался ниже законного минимума (Закон №124-З, ч. 3 ст.6) |
Работодатель обязан доначислить разницу между минималкой и начисленной зарплатой работника без учета выплат по перечню № 68. |
Базовая |
|
Обязаны доплатить разницу между минимальной заработной платой и действующим окладом, надбавками за стаж работы в бюджетных организациях, надбавкой за работу по контракту. (ч. 2 п. 5 Инструкции № 71/2). Для трудящихся в бюджетной сфере здравоохранения действует то же правило – это Инструкция №53.ю, п. 14, ч. 2. |
Базовая до размера минималки |
Работающие в бюджетных организациях сферы культуры, но не заключившие договор. |
Доплачивают разницу между размером минимальной зарплаты и окладом, надбавкой за стаж работы в бюджетных организациях (ч. 2 п. 6 Инструкция № 32) |
Базовая (временная, действовала С 01.04.2020 по 31.12.2020) |
Работающие в бюджетной сфере (временно). Согласно разъяснениям Минфина, в бюджет такой вариант не введен и не может считаться стандартной доплатой до минимальной зарплаты. |
Добавка представляет собой разницу между установленным месячным минимумом и оплатой труда, начисляемой работнику за неполное время либо простой исходя из действующих локальных норм оплаты. |
Перечень №68 посвящен именно базовым доплатам. Компенсационные начисления в него не входят.
Доплата и ПДН
Все упомянутые доплаты до законного минимума с точки зрения закона – составная часть зарплаты гражданина. А значит, подпадают под подоходный налог. Из засчитывают в доходы того месяца, в котором произошло доначисление.