Как составить бизнес-план?
Эффективность открытия стартапа зависит от подготовки и написания концепции продвижения проекта. Без четкого бизнес-плана невозможно реализовать даже самую перспективную идею. Опытные предприниматели знают, как оформить бизнес-план, чтобы проект был успешным.
Что лучше: составить бизнес-план самостоятельно или обратиться за консультацией?
Пошаговая инструкция по развитию идеи составляется того, когда эта идея полностью сформирована и ведется поиск путей ее реализации. Определив цель проекта, можно начать составлять инструкцию для привлечения инвестиций. На этом этапе у предпринимателя есть два пути, если он знает, как написать бизнес-план самостоятельно, то он может это сделать сам, либо обратиться за помощью со стороны. Самостоятельное составление инструкции проекта должно включать все мелочи. Например, это будет полезно для начинающего предпринимателя в IT-сфере. Оно поможет глубже изучить нишу, разобраться в маркетинге, финансах, а также понять, как составить бизнес-план для малого бизнеса самому.
Если предприниматель не уверен, что справится с составлением инструкции самостоятельно, эффективнее будет обратиться в специализированные компании, которые проведут подробный мониторинг рынка и предложат наиболее эффективный вариант пошагового развития проекта. Обратившись в консалтинговую компанию, предприниматель сэкономит самый ценный ресурс – время. Это особенно ценно для компаний, запускающих дополнительные проекты.
Структура документа
Не существует какой-либо единой формы по составлению инструкции развития проекта. Ведь у каждого стартапа есть свои идеи, своя ниша, разные способы выхода на рынок. Важно придерживаться рекомендации по составлению бизнес-плана. Он должен включать:
- Краткое резюме стартапа с указанием задач, а также финансовой части: планируемой прибыли, процента продаж, затрат, средств на развитие.
- Описание товара или услуги, с подробным указанием проблем, которые она может решить. Четкое понимание цели позволяет найти аудиторию, которой она будет интересна.
- Маркетинговую стратегию, анализ рынка. Стратегия разработки проекта, анализ конкурентов помогают понять, в каких условиях будет работать идея. Этот пункт особенно важен для инвесторов, которым нужно объяснить, почему компания сможет выйти на рынок, какими уникальными особенностями она обладает. Здесь же прописывают примерное ожидание объема продаж.
- Финансовую часть – самую объемную часть в инструкции. Здесь не должно быть никаких цифр, взятых с потолка: только реальные расчеты. Конечно, цифры будут неточными, но они должны быть приближены к реальности настолько, насколько это возможно. Финансовый прогноз составляют на пять лет для товаров, семь – для услуг и на десять – для крупны производств. В этом пункте необходимо сделать отчет о прибыли и убытках, бухгалтерский баланс, отчет о денежных потоках.
- Юридические аспекты – форма собственности будущей компании.
- Производственный этап – планируемые объемы выпуска, закупка сырья, покупка оборудования, оценка себестоимости товара, затрат на производство, оценка сбыта.
Чтобы концепция помогла привлечь инвесторов, при составлении документа нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Краткость и информативность. Инвестору нужна суть, данные, объективная оценка. Если есть сопроводительная информация, ее включают в приложение, которое можно показать инвестору по его запросу.
- Понятность. Для привлечения инвестиций стартап часто обращается к инвесторам, которые могут быть не знакомы с технической терминологией. Мысли излагаются максимально понятно.
- Тестирование. Идея стартапа должна быть проверена на практике, потенциальная аудитория – опрошена, а мнение ее изложено на бумаге. Можно попросить экспертов составить непредвзятое мнение о продукте и приложить его к проекту.
- Определение цели и задачи. Конкретизация этих пунктов поможет инвестору понять, на какую прибыль он может рассчитывать
Такой пошаговый подход к описанию проекта поможет предпринимателю лучше понимать свою задачу, чтобы планомерно достигать цели.
Типичные ошибки при составлении проекта
Многие предприниматели, не зная, как сделать бизнес-план с нуля, допускают типичные ошибки в его написании. Эксперты заверяют, что самое главное в составлении концепции развития – мониторинг рынка, оценка возможностей реализации продукта, затрат и финансирования. Ошибки на любом этапе развития стартапа могут привести к неудаче. На практике, предприниматель может столкнуться с недостатком инвестиций из-за наличия конкурентов, либо с непредвиденными затратами или невозможностью сбыта. Самые популярные ошибки, которые могут негативно сказаться на бизнес-плане, это:
- Пропуск нулевого шага по работе с задачами или интересами инвестора. Ведь бизнес-план – это, в первую очередь, инвестиционный инструмент. Он построен для того, чтобы предприниматель мог получить доход, избежать рисков. Важно поставить себя на место инвестора и подумать, чем проект может его заинтересовать. Если интерес есть – будут инвестиции и средства на развитие.
- Недостаточно четкий и неосознанный план может привести к провалу проекта еще до его запуска. Такой подход может вызвать недоверие у инвесторов, которые внимательно относятся к рынку и полагаются на надежность компании. Если компания является новичком, ключевым залогом ее успеха является тщательное и последовательное разработка стратегии развития, подробное описание и обоснование каждого аспекта концепции.