ЭЦП в Беларуси
Перед каждым белорусским предпринимателем рано или поздно встает выбор: подписывать ли все бумаги своей рукой или воспользоваться электронной цифровой подписью. Это удобно, ведь сейчас практически весь документооборот перешел в онлайн-формат, сделки заключаются также удаленно. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить, для каких целей получают ЭЦП. Тем не менее, обычное физлицо вправе навсегда забыть о новинке и остаться верным бумаге и ручке, а тем, кто желает открыть бизнес, все же без нее не обойтись. Более того, есть ряд случаев, когда она – единственно возможный вариант, так что получать ЭЦП в Беларуси все-таки придется.
ЭЦП - что это
Электронная цифровая подпись – виртуальный аналог традиционной "рукописной" подписи, которая равна ей по юридической силе. Она выглядит как файл с зашифрованным ключом.
Получить ее вправе каждый субъект хозяйствования на возмездной основе. Для этого нужно записаться в Национальный центр электронных услуг (далее по тексту – НЦЭУ). Если же у субъекта хозяйствования уже был ключ, сертификат можно продлить. В этом случае посещать НЦЭУ уже не обязательно, заявку можно подать и оплатить удаленно, а сформированный файл обновленного ключа пришлют в облаке.
Как получить подпись ЭЦП ИП
Получить ЭЦП для ИП повторно можно на портале portal.gov.by. Процедура включает несколько шагов и настолько проста, что с ней справится даже человек, впервые обращающийся за подобной услугой:
- авторизоваться на портале, перейти в личный кабинет;
- в перечне услуг выбрать получение услуги ИП или физлица (если нужно получить ЭЦП для юридического лица, выбирают соответствующий пункт);
- сделать запрос и указать период, на который планируется продлить сертификат;
- оплатить услугу через ЕРИП или Ассист.
Для первичного получения подписи придется подать заявку лично по живой очереди или предварительной записи. Храниться файл с подписью может на флеш-карте, сим-карте или облаке.
Обязательные случаи использования ЭЦП
Многие белорусы, особенно старшего поколения, не стремятся использовать ЭЦП, предпочитая подписывать юридически значимые документы "вручную". Но есть ряд ситуаций, когда она – единственно допустимый вариант для предпринимателя:
- работа с уплатой налога на добавленную стоимость;
- валютная сделка. Если ее стоимость превышает 4000 БВ, договор обязательно регистрируется на портале Нацбанка Республики Беларусь;
- необходимость подачи отчетов ФСЗН (4-фонд, ПУ). С недавнего времени эти бумаги подписываются тоже только электронным "автографом".
Наконец ЭЦП – это эффективный инструмент для бизнеса, который позволяет экономить самый важный ресурс любого предпринимателя – время. С ее помощью можно обмениваться договорами с контрагентами, подавать стандартные отчеты в Белгосстрах, налоговую службу, ФСЗН, формировать данные по своему КСА.
Сэкономить время Вам позволит и работа с ОДО "ПрофАудитКонасалт". Профессиональные консультации, бухгалтерские и аудиторские услуги, оказанные на высоком уровне, позволят вовремя сориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве и исключить риск возможных потерь "по незнанию".
Возможно вас заинтересует: