Трансфертное ценообразование: обзор изменений 2019
23.04.2019
Главное изменение в Налоговом Кодексе Беларуси касательно трансфертного ценообразования – стремительное приближение к общемировой практике.
Регулирование трансфертного ценообразования (далее ТЦО) в Беларуси существует с 2012 года, но все это время у компаний оставалась законная возможность на 20% отклоняться от рыночной цены. С 1 января 2019 года – уже нет, это ключевое изменение в Налоговом Кодексе. Что еще поменялось в ТЦО? Подготовили для вас обзор изменений!
Контроль группы сделок
Напомним виды контролируемых сделок:
- с недвижимостью;
- внутригрупповые;
- крупные.
Изменения в этой области:
- увеличены суммовые пороги контролируемых сделок;
- включены сделки с недвижимостью в разряд контролируемых, если они совершаются с взаимозависимыми лицами или субъектами, в отношении которых действуют особые системы налогообложения;
- изменена система контроля крупных сделок. С 2019 года их будут контролировать, если в сделке участвовали взаимозависимые лица, резиденты оффшорных зон, сама сделка совершена на внутреннем рынке с взаимозависимыми лицами, освобожденными от налога на прибыль.
Формы отчетных документов
До изменений в ТЦО компании могли предоставлять документы в произвольной форме, а с 2019 года налоговые органы разработают четкие образцы, по которым нужно оформлять документацию и экономическое обоснование.
Способы ценообразования
Налоговая контролирует, как компании формируют рыночные цены, и если выявляет отклонение – сопоставляет условия сделки конкретной компании с рыночными ценами на идентичные товары/услуги.
Раньше было допустимо отклоняться на 20%, теперь уже нельзя. Эта реформа приближает белорусское налоговое законодательство к нормам трансфертного ценообразования, а конкретно – к стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Также до 2019 года существовал жесткий перечень последовательности при выборе метода, как компании определять рыночную цену. Перечень в новых правилах остался, но жесткого правила при выборе конкретного метода больше нет.
С нового года компания вольна по своему усмотрению выбирать тот метод, который позволит оценить обоснованность цены рыночной.
Налоговые органы разработали критерии методов, как сопоставлять цены. Если вы пользуетесь аутсорсингом бухгалтерских услуг – компания-подрядчик проконсультирует и поможет подобрать нужный метод, поэтому не придется самостоятельно разбираться в перечне методов.
Заключение соглашения о ТЦО с Министерством по налогам и сборам
Да, теперь можно заключить соглашение о ТЦО с Министерством – это распространенная международная практика.
Это соглашение между налоговым органом и налогоплательщиком, как определять цены для налогообложения и какие методы применять, чтобы определять рыночные цены.
Соглашение будет доступно только двум видам плательщиков:
- крупным;
- совершившим контролируемую сделку больше, чем на 2 млн рублей.
Важно: пока нет четкого алгоритма, как органы будут определять вторую категорию. Непонятно, 2 миллиона – это сумма всех сделок, одна сделка с одним контрагентом, сделка только по продаже/покупке товаров или услуг.
Преимущество соглашения – если плательщик соблюдает все условия, орган не будет доначислять налог на прибыль.
Условия соглашения:
- рассмотрение Министерством заявления на соглашение – 3 месяца. Если понадобится запрашивать документы из другой страны – 6 месяцев;
- срок соглашения – не больше 3 лет, и возможно продлить на 2 года.
Завершим обзор классической неприятной нотой: ответственность за нарушение ТЦО. Налоговая устанавливает административную ответственность, если не уведомить о контролируемой сделке или не представить документы – штраф до 20 базовых. За несоответствие цен рыночным – штраф 40% от неуплаченного налога на прибыль (должен быть не меньше 10 базовых).
Есть и наказание в виде лишения свободы на 7 лет, но для этого нужно превысить доначисленные налоги на 1 000 базовых, а это больше 11 тысяч долларов. При этом еще должны доказать умысел компании отклониться от уплаты налога.
Смотрите также: